Новый сайт находится на последней стадии разработки. Сейчас ведутся работы по отладке. Благодарим за понимание!

Основные причины неисправности автомобильного аккумулятора

03 февраля 2017
#авто

Все когда-нибудь ломается - это справедливо и в отношении автомобильных аккумуляторов, которые время от времени выходят из строя. Причины неполадок так или иначе повторяются, и в данной статье мы разберем основные проблемы, возникающие при использовании автомобильных аккумуляторов.

1. Окисление, или сульфатация, пластин аккумулятора

Причинами данной неисправности аккумулятора являются:

  • неправильная зарядка АКБ, которая производится нерегулярно или не полностью;

  • длительный простой разряженной батареи;

  • работа АКБ при низком уровне электролита или высокой температуре;

  • использование электролита для доливки вместо дистиллированной воды.

Признаки окисления пластин аккумулятора: в начале зарядки АКБ напряжение на клеммах повышено, а к концу зарядки плотность электролита снижается, емкость аккумулятора уменьшается. Пластины аккумулятора покрываются крупным кристаллическим налетом, из-за которого автомобильный аккумулятор не принимает ток.

Частично данная неполадка устраняется несколькими циклами зарядки/разрядки батареи, но в некоторых случаях может потребоваться замена АКБ.

2. Короткое замыкание

Короткое замыкание представляет собой неисправность аккумулятора, вызванную соединением двух точек цепи с разными значениями потенциала, не предусмотренным его конструкцией. Еще это может быть ситуация, когда сопротивление нагрузки меньше внутреннего сопротивления аккумулятора.

В процессе зарядки АКБ в таких батареях очень медленно увеличивается напряжение, то же самое касается и плотности электролита. После зарядки газовыделение у аккумулятора с коротким замыканием будет незначительным. Причинами короткого замыкания обычно являются растрескивание сепараторов и осыпание шлама на дно автомобильного аккумулятора. К сожалению, короткое замыкание является неустранимым дефектом, исправить его вряд ли удастся.

3. Повышенная саморазрядка и снижение емкости аккумулятора

Если хранить автомобильный аккумулятор, отсоединив его от разрядной и зарядной цепи, то произойдет саморазряд и емкость аккумулятора существенно снизится. В случаях, когда саморазряд не превышает 10 % за 15 дней, он считается нормальным, а если превышает – то повышенным.

Причиной данной неисправности аккумулятора является загрязнение его поверхности, на которой образуются так называемые «паразитные» токи. Также повлиять на скорость саморазряда может осыпание пластин или использование недистиллированной воды.

Определить повышенный саморазряд можно при помощи вольтметра – если он показывает утечку тока. Также указывает на саморазряд снижение плотности электролита.

Для устранения неисправности потребуется замена электролита и чистка контактных частей аккумулятора. Но саморазряд проще предупредить, чем устранять, – для этого достаточно вовремя проводить обслуживание батареи, заливать только дистиллированную воду и содержать рабочие поверхности в чистоте.

4. Замерзание электролита

Эксплуатация автомобильного аккумулятора в условиях пониженных температур – большой стресс для АКБ. Наиболее подходящей температурой считается +25 оС, а снижение температуры на каждые 15 оС начиная от +10 оС приводит к снижению емкости аккумулятора в два раза. Это получается потому, что на холоде вязкость электролита повышается, и рабочей остается только та часть, которая соприкасается с электродами, – ей приходится вступать в реакцию и за себя, и за остальной электролит, что приводит к быстрому истощению. А это, в свою очередь, делает АКБ еще менее восприимчивой к подзарядке – при -15 оС аккумуляторную батарею можно завести только при помощи зарядного устройства.

Избежать замерзания электролита можно при помощи соблюдения температурного режима (например, на ночь некоторые автолюбители забирают аккумулятор домой), но в холодную зиму электролит будет охлаждаться и днем. Поэтому критическое значение приобретают уровень заряда АКБ и качество электролита.

5. Смена полярности автомобильного аккумулятора

Смена полярности аккумулятора происходит обычно из-за небрежного обращения с АКБ, когда она разряжается достаточно сильно. Некоторые секции с меньшей емкостью разряжаются быстрее и могут разрядиться до нуля, в то время как в остальных секциях заряд еще сохраняется. Если АКБ продолжает разряжаться, то для разряженных секций ток становится зарядным и заряжает их в обратном направлении.

Другая причина, по которой АКБ может переполюсоваться, – это процедура зарядки с неправильно подключенным зарядным устройством. То есть АКБ заряжается током обратного направления.

Смена полярности АКБ разрушает активные части и приводит к сокращению срока службы, поэтому считается крайне нежелательным. Устранить такую проблему трудно, обычно рекомендуется замена батареи.

6. Прерванная цепь аккумулятора

Когда отсутствует напряжение между отдельными аккумуляторами в АКБ или на полюсных выходах, это значит, что прервалась цепь. Причинами могут послужить дефект сварки полюсного вывода или недостаточно хороший контакт болтовых соединений, когда их плохо затянули с неподходящим моментом вращения.

В этом случае рекомендуется переварить полюсные выводы, перетянуть болтовые соединения и после проверить динамометрическим ключом.

Правильная эксплуатация аккумулятора и своевременное обслуживание способны избавить автолюбителя от большинства проблем, связанных с неисправностью АКБ. Первое, что необходимо, - осуществлять контроль уровня электролита и своевременную его замену. Кроме того, нужно содержать автомобильный аккумулятор в чистоте. Грязь можно удалять 10%-м раствором нашатырного спирта и чистой тряпочкой. Хорошо будет также чистить отверстия в пробках АКБ, чтобы газоотвод осуществлялся без препятствий. Напряжение на клеммах аккумулятора при включенном и выключенном двигателе стоит проверять один раз в три месяца.

Внимательное и бережное отношение к вашему аккумулятору поможет ему быть вашим помощником долгие годы.

Google+

 

Источник фото: © depositphotos.com/ grinvalds


Вернуться к списку советов

Будьте в курсе полезных советов!

Еженедельная рассылка полезной информации по подбору и обслуживанию аккумуляторов